Статья из сайта petrovlam.ru
Автор: Петров В. М.
Введена 07.07.2007
Последнее обновление: Доработана: 20.10.2009

Часть 1    Разделитель для получения стереоэффекта

 

 

      Аннотация.   Данный раздел описывает частную историю развития стереозвучания в России на примере моей статьи, опубликованной в журнале «Радио» №5-6 1981 г.

 

 

Текст статьи

Журнал «Радио» на своих страницах уже описывал устройства для преобразования моно-звукового сигнала в пространственно-звуковой.

Эта тема и сегодня не потеряла актуальности, так как в эксплуатации ещё долго будут находиться носители моно-звуковых программ.

Достигнуть пространственно-звукового эффекта можно как за счёт разделения частотного спектра моносигнала на низко - и высоко-частотную составляющие, направляемые в разные каналы (ортостереофония – частный случай), так и с помошью фазовращателей, создающих фазовый сдвиг сигнала в одном канале относительно того же сигнала в другом канале (псевдостереофония).

Схемы с частотным разделением обеспечивают явно выраженную локализацию источников звуков различных частот между колонками.

Схемы с фазовращением не локализуют звуковые источники, но, «размывая» звуковую картину, придают ей так называемую «прозрачность», достигающую наибольшей выразительности при 90°-ном фазовом сдвиге сигналов в каналах.

К сожалению, описанные устройства либо недостаточно просты для повторения, либо недостаточно эффективны по своему действию. К тому же, в большинстве своём они вносят в обрабатываемый сигнал дополнительные искажения (частотные, шумовые, нелинейные).

В то же время эффективное образование пространственно-звукового сигнала с успехом достигается простейшими RC-фильтрами, подключаемыми ко входам оконечных усилителей УКУ-стерео (Усилительно-Коммутационное Устройство).

фильтр высокочастотного канала

Рис. 1-1 Фильтр для высокочастотного канала

фильтр низкочастотногоканала

Рис. 1-2 Фильтр для низкочастотного канала

R1 – выходное сопротивление предварительного усилителя

R2 – входное сопротивление оконечного усилителя

Св – конденсатор фильтра высокочастотного канала

Сн – конденсатор фильтра низкочастотного канала

Величины R1 и R2 (Ом), как правило, заданы или подлежат измерению.

Величины Св и Сн (мкФ) расчитываются по формулам:

расчёт высокочастотного конденсатора

расчёт низкочастотного конденсатора

Разделитель обеспечивает совместное действие частотного разделения и фазового сдвига при строго линейной суммарной АЧХ (Амплитудно-Частотная Характеристика) на уровне расчёт туровня сигнала от входного сигнала, независимо от частоты, а также строго постоянный 90°-ный фазовый сдвиг между сигналами в каналах, и тоже независимый от частоты.

Частотный диапазон, в котором создаётся «прозрачность», простирается от 100 Гц до 10 кГц. Наибольшая «прозрачность» ощущается для частот от 300 Гц до 3 кГц. За пределами указанного диапазона преобладает фактор частотного разделения.

МОЙ КОММЕНТАРИЙ. Больше четверти века прошло с написания этой статьи. Но пока эксплуатируются монофонические радиоприёмники, ничто не мешает применением простейших решений получать от них пространственное звучание, подключая, естественно, к радиоприёмнику две колонки. Кроме этого, многие имеют ещё до сих пор и прослушивают на стереоустройствах старые монофонические магнитофонные записи или монофонические грампластинки. Звучат при этом, две колонки, а иллюзии объёмного звучания не достигается.


Просмотров: 3298

Комментарии к статье:

№ 1035   иван   2013-05-01 16:42:50
Берем два одинаковых динамика,соединяем их последовательно."+" одного соединяем с"-"другого динамика.Берем два на рабочее напряжение 5-30в конденсатора электролита соединяем их плюсовыми выводами.Один"-" вывод цепи конденсаторов соединяем с "-"цепи динамиков.второй "-"цепи конденсаторов соединяем с серединой цепи динамиков где "+" одного динамика соединен с "-" другого динамика.Подключаем последовательную цепь из двух динамиков один из которых зашунтован цепью конденсаторов к источнику звука "-"к"-","+"к"+"и получаем псевдо стерео.Можно такую схему использовать на каждом из каналов стерео аппаратуры получиться псевдо квадро дешевле не придумаешь
№ 1036   иван   2013-05-01 17:01:47
чуть не забыл максимальный псевдо эффект будет только если в АС один динамик,а если два ВЧ и НЧ тогда их выводы должны быть соединены внутри +с+ -с- в каждой АС
№ 1037   Владимир Максимович   2013-05-01 17:46:01
На №№1035 и 1036
     Иван, суть псевдостерео состоит в том, что в один канал, например, в левый пропускается низкочастотная часть звукового спектра сигнала, а другой канал (в нашем случае - правый) пропускается высокочастотная часть того же спектра.
     А вот , что делают Ваши конденсаторы - я не понимаю. Думаю, что и Вы - тоже.
№ 1038   иван   2013-05-01 19:26:49
Спасибо что рассмотрели мою поделкую.Как то раз в далёком 98 мне в руки попал журнал Радио внём была давольно сложная схема.В ней описывалось как сделать из моно сигнала,псевдостерео .Так как я не грамотен,я решил уловить суть процессов в той схеме и увидел два конденсатора одинаковой ёмкости соединённые плюсовыми выводами такого я ещё нигде не видел.Начал эксперементы методом тыка на слухи вдруг появился эффект псевдостерео.Если вместо динамиков подлючить светодиоды то тогда эффект будет виден визуально.Происходит смещение фаз как в обмотках асинхронного двигателя
№ 1039   иван   2013-05-01 19:56:44
Подключил к выходу из советского телевизора две самодельные колонки.Звук ожил так что потом все друзья начали просить что бы я сделал им так же.Как писали в том журнале суть эффекта заключается в том,что чем больше частота звука тем сильнее фазовое смещение.К примеру на низких частотах фазы почти не смещаються.
№ 1040   Владимир Максимович   2013-05-01 21:32:06
На №1038
1. Поворот фазы сигнала производят ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ включением соответствующих RC-цепей.
2. Соединение электролитических конденсаторов одноименными полюсами делается для того, чтобы эти конденсаторы могли работать в цепях переменного напряжения. Поворотом фазы здесь пока не пахнет.
3. Имеются схемы фазовращения по каналам, эффект от которого создаёт некое ощущение объёмности звука. Но динамики вкдючаются не последовательно друг с другом, а независимо друг от друга. Перед каждым таким динамиком подключается RC-цепь, обеспечивающая поворот фазы на 45 градусов. Например, для левого канала - вперёд, а для правого - назад.
4. Эффект объёмности возникает, но эффект стерео при этом НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ. При таких схемах, к примеру, рояль никогда не будет звучать из левой колонки в то время, как труба - иэ правой.
5. Соединение динамиков разноимёнными клемами приводит не к повороту фазы, а к взаимногму гашению передаваемого сигналом звука.
6. И так далее, и тому подобное.
№ 1041   Владимир Максимович   2013-05-01 21:38:36
На №1039
     Применение электролитических конденсаторов для фазового сдвига сигнала в высокочастотной его части даёт практически нулевой эффект.
     В Вашем случае, как я понимаю, высокочастотная часть сигала вообще урезалась, но Вы на это не обращали внимания из-за необычно нового звучания колонок.
№ 1042   иван   2013-05-01 22:24:03
Владимир Максимович высокочастотная часть сигала не много урезалась,громкост понизилась,сопротивление увиличилось.Спорить с Вами мне не с руки.Из меня формулы палкой не выбьешь.Но то что эффект есть это факт и не важно как он называеться.Вы уж меня простите.
№ 1044   Владимир Максимович   2013-06-01 00:12:38
На №1042
     Прощаю!

Ваще сообщение:
 

 

Добавить комментарий

[B] [I] [u] [S] [2] [2]       [TAB] [∑] [∓] [≈] [≠] [≤] [≥] [π] [×] [√]       [RED] [GRE] [BLU]

[α] [β] [Γ] [γ] [Σ] [σ] [Δ] [δ] [Ω] [ω] [μ] [Λ] [λ]