Статья из сайта petrovlam.ru
Автор: Петров В. М.
Введена 16.7.2010
Последнее обновление: 09.03.2011

Дополнена:  23.07.10

Дополнена:  20.10.10

 

СамоКомпенсирующийся ЭлектроМотор Петрова

СКЭМП-1

 

Аннотация.    Представлено описание электромагнитного мотора СКЭМП-1 с увеличенным коэффициентом полезного действия.

 

       В предыдущей статье описан электромагнитный мотор ЭММП-4, использующий для раскрутки своего ротора транзисторный ключ-генератор.

       Из статьи, взятой из журнала «РАДИО», 1965, №5, следует, что напряжение, индуцированное в витках катушки из-за прохождения над ними магнита, открывает транзистор и, благодаря этому, к виткам катушки должно прикладываться от батарейки практически всё (теоретически) её напряжение.

       Ток, проходящий по обмотке через открытый вентиль, создаёт в катушке магнитный поток, ориентированный таким образом, что в период движения магнита от края к центру катушки он притягивает магнит маятника к центру катушки.

       В момент прохождения магнита над центром катушки одна её половина продолжает генерировать притягивающий поток, а другая половина катушки начинает генерировать противоположно направленный магнитный поток. Это равносильно тому, что катушка в такой позиции магнита вообще перестаёт генерировать магнитный поток. Суммарный магнитный поток становится равным нулю.

       Но, как только магнит пройдёт серединную позицию, он начинает пересекать обмотку, удаляясь от середины катушки к её краю и далее. Это приводит к смене направления индуцируемого катушкой магнитного потока. И теперь магнитный поток катушки должен уже отталкивать магнит от катушки (Рисунок 1).

 

 

Рис. 1

 

       Сорок лет назад подобное пояснение меня вполне устраивало. Тем более, что построенные мною ходики действительно исправно «тик-такали». Да и в вопросах электроники я разбирался не так, как сейчас.

       Но уже в то время меня не удовлетворило Авторское использование диода для гашения пакета паразитных импульсов. Экран осциллографа однозначно показывал, что диод свою функцию не выполняет. Именно поэтому я вместо диода поставил электролит (Рисунок 2). Благодаря такой замене удалось существенно снизить ток, потребляемый от батарейки.

 

 

Рис. 2

 

       Обмотка L1 в схеме формирует (во время прохождения над ней магнита) управляющий импульс для открывания-закрывания транзисторного ключа. Обмотка L2 создаёт в катушке магнитный поток, который как раз и притягивает (или отталкивает) магнит.

       По прошествии приличного времени, когда мне потребовалась от генератора мощность, значительно больше той, что необходима для раскачивания маятника, я обнаружил несоответствие реальной работы устройства и работы, ожидаемой в соответствии с описанием. Пришлось разобраться в причине такого несоответствия.

       Проведённые испытания показали, что в раскачивании маятника участвует только ОДНА половина катушки. В зависимости от ориентации магнита такой половиной может быть либо половина, притягивающая магнит, либо половина его отталкивающая. Но в ЛЮБОМ случае это будет половина, которая заставляет транзисторный ключ ОТКРЫВАТЬСЯ!

       Другая половина катушки просто-напросто ЗАПИРАЕТ и без того уже ЗАПЕРТЫЙ ключ. Поэтому-то в катушке и НЕ создаётся противоположно направленный магнитный поток, хотя из-за качающегося магнита на базу транзистора от обмотки L1 исправно поступают управляющие импульсы, как запирающие транзистор, так и открывающие его.

       В общем, всё встало на свои места. Катушка НЕ «притягивает-отталкивает» качающийся магнит, а только ПРИТЯГИВАЕТ или только ОТТАЛКИВАЕТ его.

       А из этого следует, что для электромотора прямое применение генератора по схеме журнала «РАДИО» тоже не позволит вращать магнитонесущий диск «притягиванием-отталкиванием», а будет вращать его, либо только притягивая магниты, либо только отталкивая их! 

       Приходится выбирать один из возможных вариантов: либо остановиться на однонаправленном действии катушки на магнит, либо ПРИНУДИТЕЛЬНО изменять направление тока в витках катушки при прохождении магнита над её второй половиной. Во втором варианте обойтись одним триггером уже вряд ли получится (хотя и возможно). А, скорее всего, потребуется и второй источник питания с обратной полярностью. В крайнем случае – придётся применить самостоятельную катушку с обратно направленным магнитным потоком, действующим на соседний магнит.

       Возможные варианты генератора показаны на рисунке 3.

 

 

Рис. 3

 

       Для описываемого в данной статье электромотора СКЭМП-1 выбран простейший вариант, схема которого показана на рисунке 4.

 

 

Рис. 4

 

На рисунках:

 

Е    -    элемент питания

Кл  -    ключ

L    -    катушка

 

       В качестве запускателя («Ключа») можно использовать любое имеющееся в распоряжении устройство: релейный контакт, магнитный транзистор, оптопару и так далее.

       Лично я рядом с катушкой поставил геркон, отдавая себе отчёт в том, что бесконтактная система «включения-выключения» была бы надёжнее. Но на данном этапе для меня была важнее принципиальная проверка работоспособности электромотора по выбранной схеме.

 

       В отличие от ЭММП-4 магнитонесущий диск обсуждаемого мотора несёт на себе только однонаправленные магниты. В итоге на диске остаётся в два раза меньше магнитов (Рисунок 5).

 

 

Рис. 5

 

       На рисунке катушки и магниты условно изображены находящимися в одной плоскости. На самом деле следует иметь в виду, что расположены они на параллельных уровнях.

       Количество катушек и количество магнитов могут быть взаимо-независимыми. Причём, если для ЭММП-4 количество магнитов на одном диске должно быть обязательно чётным, то для СКЭМП-1  это условие соблюдать не обязательно.

       Эксперимент с однодисковым мотором показал, что в случае применения принципа «притягивание» удаётся на четверть уменьшить ток, потребляемый мотором (проверялся холостой режим).

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

 

1.    Многослойный СКЭМП может начинаться диском с катушками, а заканчиваться магнитонесущим диском. Может начинаться и заканчиваться диском с катушками. Может начинаться и заканчиваться магнитонесущим диском. Может начинаться магнитонесущим диском, а заканчиваться диском с катушками.

       Во всех случаях самый нижний и самый верхний диски будут использоваться только в половину своего ресурса. Поэтому выбор конструктивной схемы зависит от финансовой ценности изготовленного диска. Мощные магниты сейчас стоят не дёшево. Обмоточный провод – тоже требует хороших затрат.

       Мне кажется логичным, если наименее ценные диски окажутся крайними.

2.    Для достижения в обмотках наименьших энергетических потерь я рекомендую вместо толстого обмоточного провода использовать два тонких. А саму катушку в этом случае мотать сразу в два провода.

3.    На всякий случай напоминаю, что удаление изоляции для пайки тонких проводов следует производить прогревом конца провода в кипящей кислоте. Лично я использую для этой цели таблетки ацетилсалициловой кислоты (аспирин).

     Настоятельно не советую вдыхать во время пайки кислотные пары!

       На проводах от 0.2мм и более изоляцию можно удалить при помощи пламени зажигалки.

4.    Случаются ситуации, когда возникает необходимость часть обмоточного провода перемотать на промежуточный носитель. Например, при изготовлении предложенной выше парной обмотки.

       Так вот советую НИКОГДА не использовать в качестве промежуточного носителя НИЧЕГО кроме катушки. Всякие палочки, моточки, планочки, клубочки и прочее подобное ГАРАНТИРУЮТ Вам выбрасывание отмотанного куска проволоки!

5.    Прежде чем сматывать провод с новой или с промежуточной катушки, ОБЯЗАТЕЛЬНО (!) предварительно приклейте к её фланцам диски, диаметр которых превышает диаметр фланца хотя бы в четыре раза.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ 1 и ВЫВОДЫ 1

 

       Убедившись в принципиальной верности выбранного схемо-технического решения, приходится признать:

 

-     низкую надёжность герконов для использования в качестве высокочастотных выключателей в цепях с током, выше 1 мА и с напряжением 30 Вольт;

-     герконы часто залипают из-за подгорания своих контактов;

-     геркон включается намного раньше, чем магнит подойдёт к притягивающей катушке, что бесполезно увеличивает потребляемую мощность;

-     геркон не может обеспечить надёжную повторяемость экспериментальных результатов;

 

и применить:

 

-     для включения-выключения катушек транзисторные ключи (по рисунку 6) вместо герконов.

 

 

Рис. 6

 

       При помощи потенциометра транзистору обеспечивается режим, когда транзистор  является ещё закрытым (или практически закрытым), но при появлении на катушке минимального положительно (для проводимости p-n-p) индуцированного напряжения он сразу же открывается.

       Сигналом к началу такого открывания является пересечение витков катушки магнитным полем приближающегося к катушке магнита. Благодаря такому пересечению, в обмотке индуцируется магнитный поток, притягивающий к катушке приближающийся магнит.

       Сигналом к запиранию транзистора является ситуация, когда магнит проходит над серединой катушки и движется далее, унося с собой удаляющееся от витков катушки магнитное поле.

       Удаляющийся от катушки магнит мог бы индуцировать в обмотке магнитное поле, помогающее отталкиванию магнита. Но только не в выбранной (рисунок 6) схеме генератора  управляющих импульсов.

 

       Транзисторы могут иметь любую проводимость. Важно только, чтобы они могли выдерживать напряжение на коллекторе не ниже 30 Вольт (для моего макета) и пропускать через эмиттер ток, не меньший, чем сумма токов, проходящих по обмоткам подсоединённых к нему в общей колонке (стояке) параллельных катушек. Таких катушек может быть, например, четыре, легко размещающихся на одном слое, или более. Чем больше этажей, тем более экономичной ожидается работа СКЭМП-1.

       Впрочем, совсем не обязательно всю колонку (стояк) катушек со всех этажей подключать на один транзистор. Тогда и требования к транзистору по току могут быть снижены.

 

       Конкретно в обсуждаемом макете испытывались транзисторы 1Т403 (и ГТ403) из моих запасов.

 

       Для удобства сравнения герконов с транзисторами герконы временно были отпаяны от своих катушек, оставаясь при этом на своих местах. Я понимаю, что в процессе вращения магнитонесущего диска герконы будут бесполезно «щёлкать», но считаю, что в данной ситуации это не имеет значения. Ни что не помешает убрать их, если понадобится, из схемы реального мотора.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

 

       Даже полностью открытый транзистор (база напрямую смыкается с коллектором) обеспечивает ток не более 14 мА. Причина – слишком велико падение напряжения на самом ключе-транзисторе, что делает рассмотренную схему неинтересной для использования.

 

ВЫВОДЫ 2

 

1.    Я полагаю, что ЛЮБОЙ бесконтактный генератор управляющих импульсов потребует для своей работы источник питания с повышенным выходным напряжением, что сделает мотор мало привлекательным по энерго-экономическому показателю. 

       Напрашивается очевидная идея: генератор управляющих импульсов должен включать обмотки НАПРЯМУЮ! Потому что падение напряжения на прямом механическом контакте будет наименьшим из возможных.

2.    Для снижения тока, проходящего через контакты управляющего (первичного) подключателя, полезно применить промежуточное реле с малым током собственного  потребления. Лучше всего – поляризационное реле, потребляющее ток только для перемещения своих контактов.

3.    Включение катушки должно начинаться не ранее, чем магнит подойдёт к её краю. Отключение катушки должно происходить не позже, чем магнит окажется над серединой катушки.

       Благодаря этому, будет достигнут наименьший ток потребления.

       В момент отключения катушки следующий магнит ещё не должен оказаться у её края. Следующий магнит имеет право приблизиться к отключенной катушке не ранее, чем удаляющийся магнит окажется от катушки на расстоянии, не меньшим, чем одна треть шага (между магнитами).

       Задачу можно решить аккуратным выбором места закрепления каждого геркона.

4.    Непременно проследить, чтобы в НУЖНОЕ время включался КАЖДЫЙ геркон.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ 3

 

1.    В установившемся режиме:

 

-     Потребляемый ток холостого  хода для первой катушки – 15.2 (17.3) мА. → 0.46 (0.52) Вт

-     Потребляемый ток холостого  хода для второй катушки – 4.2 (3.5) мА. → 0.13 (0.11)  Вт

-     Потребляемый ток холостого  хода для третьей катушки – 26.5 (36.6) мА. → 0.80 (1.10) Вт

-     Потребляемый ток холостого  хода для четвёртой катушки – 17.2 (17.2) мА. → 0.52 (0.52) Вт

 

ПРИМЕЧАНИЕ

       Я думаю, что величины холостого тока различаются из-за неодинаковости изготовленных катушек, неодинаковости расстояния от магнита до катушки, от внутреннего сопротивления самого геркона и от неодинаковости места установки геркона относительно катушки.

 

2.    Суммарный потребляемый ток холостого  хода в двухкатушечном варианте – 17.6 (17.8) мА, а по сумме должен быть – 15.2+4.2=19.4 мА (17.3+3.5=20.8). Автокомпенсация – 1.8 мА (9.3%) (3.0→14.4%).

       Для привода на холостом ходу требуется мощность 0.53 (0.53) Вт.

 

3.    Суммарный потребляемый ток холостого  хода в трёхкатушечном варианте – 39.5 (36.5) мА, а должен быть – 15.2+4.2+26.5=45.9 мА  (17.3+3.5+36.6=57.4). Автокомпенсация – 6.4 мА (13.9%) (20.9→36.4%).

       Для привода на холостом ходу требуется мощность 1.19 (1.10) Вт. Прибавка потребляемой мощности по сравнению с двухкатушечным вариантом – 0.66 (0.57) Вт.

 

4.    Суммарный потребляемый ток холостого  хода в четырёхкатушечном варианте – 50 (40.5) мА, а должен – 15.2+4.2+26.5+17.2=63.1 мА (17.3+3.5+36.6+17.2=74.6). Автокомпенсация – 13.1 мА (20.8%) (34.1→45.7%).

       Для привода на холостом ходу требуется мощность 1.5 (1.22)Вт. Прибавка потребляемой мощности по сравнению с трёхкатушечным вариантом – 0.31  (12) Вт.

 

5.    Генерируемое нагрузкой напряжение – 3.82 (1.3) Вольт.

6.    Суммарный потребляемый ток с нагрузкой составляет 68 (130) мА.

7.    Потребляемая мощность – 2.0 (3.9) Вт. На вращение нагрузки затрачивается 2.7 Вт.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

       В скобках приведены цифры, полученные от замеров, проведённых на следующий день.

 

ВЫВОДЫ 3

 

1.    В двухкатушечном варианте мощность, потребляемая устройством на холостом ходу, равна 0.528 Вт.

2.    Прибавление к устройству третьей катушки увеличивает потребляемую мощность на 0.657  Вт.

3.    Прибавление к устройству четвёртой катушки дополнительно увеличивает потребляемую мощность, но уже только на 0.31 Вт.

4.    Можно ожидать ИНТЕРЕСНУЮ экстраполяцию:

-     добавление пятой катушки дополнительно увеличит выходную мощность устройства, потребуя взамен увеличения потребляемой мощности менее, чем на 0.3 Вт;

-     Дальнейшее увеличение количества катушек позаоляет ожидать существенного повышения выходной мощности устройства, и при этом, вместо увеличения потребляемой мощности можно ожидать даже её снижения!

5.    Убедившись в принципиальной верности выбранного схемо-технического решения, приходится признать:

 

-     низкую надёжность герконов для использования в качестве высокочастотных выключателей в цепях с током, выше 1 мА и с напряжением 30 Вольт;

-     герконы часто залипают из-за подгорания своих контактов;

-     геркон включается намного раньше, чем магнит подойдёт к притягивающей катушке, что бесполезно увеличивает потребляемую мощность;

-     геркон не может обеспечить надёжную повторяемость экспериментальных результатов;

 

и применить:

 

-     Для включения-выключения катушек контакт в виде ролика (подшипника), катящегося по паре контактных полосок. Такой контакт сможет пропустить через себя ток, достаточный для коммутации катушек всего многоэтажного стояка. К тому же достаточно просто решается задача своевременного включения и отключения питания обмоток.

 

     На рисунке 7 представлен график, экстраполирующий ожидаемый процент автокомпенсации потребляемого мотором тока в зависимости от количества установленных катушек. График показывает, что уже при восьми катушках (это соответствует их второму этажу) автокомпенсация вполне может приблизиться к 50% от расчётной величины потребляемого тока и, следовательно, - потребляемой мощности.

 

 

Рис. 7

 

       Голубым цветом обозначена экстраполяция по результатам первичного замера

       Коричневым цветом - по результатам замера на следующий день

 

       Можно, конечно, говорить о большом разбросе, но всё же является очевидным явно выраженная возрастающая автокомпенсация потребляемой мощности в зависимости от количества работающих катушек.

 

       Продолжить экстраполяцию автокомпенсации считаю целесообразным ПОСЛЕ установки второго катушечного слоя.

 

ДОПОЛНЕНИЕ от 23.07.2010

 

       Замеры производились «по кругу» через один час: 15:30; 16:30; 17:30; 18.30

 

1.    Ток холостого хода в установившемся режиме [мА]:

 

По отдельным  катушкам

 

-     1-я катушка – 19.2; 19.3; 19.2; 19.2; → 19.2

-     2-я катушка – 13.2; 13.7; 13.7; 13.3; → 13.5

-     3-я катушка – 21.2; 23.5; 22.8; 22.8; → 22.6

-     4-я катушка – 16.4; 16.3; 16.0; 16.2; → 16.2

-     5-я катушка – 19.6; 19.7; 19.4; 19.6; → 19.6

-     6-я катушка – 25.2; 26.2; 25.8; 26.2; → 25.9

-     7-я катушка – 20.6; 20.6; 20.6; 20.7; → 20.6

-     8-я катушка – 19.4; 19.4; 19.4; 19.2; → 19.4

 

С подключением очередной катушки

 

2.    1+226.4, а должен быть – 19.2+13.5=32.7. Автокомпенсация – 6.3 (19.3%)

       Требуется мощность 0.79 Вт.

 

3.    1+2+341.5, а должен быть – 32.7+22.6=55.3. Автокомпенсация – 13.8 (25.0%).

       Требуется мощность 1.25 Вт. Прибавка потребляемой мощности по сравнению с 2-катушечным вариантом – 0.46 Вт.

 

4.    1+2+3+451.0, а должен – 55.3+16.2=71.5. Автокомпенсация – 20.5 (28.7%).

       Требуется мощность 1.53 Вт. Прибавка потребляемой мощности по сравнению с 3-катушечным вариантом – 0.28  Вт.

 

5.    1+2+3+4+560.5, а должен – 71.5+19.6=91.1. Автокомпенсация – 30.6 (33.6%).

       Требуется мощность 1.82 Вт. Прибавка потребляемой мощности по сравнению с 4-катушечным вариантом – 0.29  Вт.

 

6.    1+2+3+4+5+670.0, а должен – 91.1+25.9=117.0. Автокомпенсация – 47 (40.2%).

       Требуется мощность 2.1 Вт. Прибавка потребляемой мощности по сравнению с 5-катушечным вариантом – 0.28  Вт.

 

7.    1+2+3+4+5+6+780.0, а должен быть – 117.0+20.6=137.6. Автокомпенсация – 57.6 (41.9%).

       Требуется мощность 2.40 Вт. Прибавка потребляемой мощности по сравнению с 6-катушечным вариантом – 0.30  Вт.

 

8.    1+2+3+4+5+6+7+887.5, а должен быть – 137.6+19.4=157.0 мА. Автокомпенсация – 69.5 (44.3%).

       Требуется мощность 2.63 Вт. Прибавка потребляемой мощности по сравнению с 7-катушечным вариантом – 0.23 Вт.

 

       Экстраполирующий график автокомпенсации от 8-катушечного варианта с одним магнитонесущим диском показан на рисунке 8.

 

 

Рис. 8

 

ВЫВОДЫ 4

 

1.    Как и ожидалось, с увеличением количества катушек от 4-х до 8-ми процент автокомпенсации действительно увеличился (от 33% до 45%).

2.    С дальнейшим увеличением количества катушек можно ожидать дальнейшего увеличения процента автокомпенсации.

3.    Для увеличения количества катушек, вероятно, будет целесообразным увеличение диаметра магнитонесущего диска. В этом случае становится возможным не только увеличение процента автокомпенсации, но и рост крутящего момента на валу магнитонесущих дисков при использовании тех же самых катушек.

4.    Замечено, что по мере увеличения подключенных катушек скорость вращения увеличивается настолько сильно, что герконы иногда не успевают срабатывать.

5.    Применительно к описываемому макету дальнейшее повышение коэффициента полезного действия будет производиться ЧЕРЕЗ установку ВТОРОГО магнитонесущего диска и установку над ним ТРЕТЬЕГО катушечного слоя.

 

МЫСЛИ ВСЛУХ

 

1.    Установка 8-ми катушек позволила сэкономить 44% от мощности, требуемой для вращения магнитонесущего диска.

       Из этого следует, что можно ожидать ПОЛНОЙ автокомпенсации, если установить 20 катушек! (Если точно, то – 19.5 катушек).

2.    Полная автокомпенсация предполагает, что авторекуперативные токи, генерируемые вторыми половинками катушек от прохождения над ними (по свойству «инерция») магнита, приводимого в движение первой половиной этой же катушки, являются вполне достаточными для самостоятельного вращения магнитонесущего диска без дополнительного потребления для такого вращения энергии из источника питания.

       При таком варианте вторая половина катушки не только рекуперирует ток, но этим же током способствует отталкиванию от себя магнита, помогая тем самым преодолевать силы сопротивления вращению магнитонесущего диска.

3.    В общем, при наличии катушек в количестве более 20-ти должны проявляться свойства «вечного двигателя», в котором каждая следующая катушка работает только на увеличение выходной мощности мотора.

4.    Разумеется, что обсуждаемая идея «вечного двигателя» никак не мешает применить многослойное решение.

 

       Ниже представлен видеоролик, демонстрирующий работу мотора. Для загрузки ролика требуется некоторое время. 

 

 

СКЭМП-1.mpg (57Мб)

 

ДОПОЛНЕНИЕ от 20.10.10

 

1.   Продолжение экспериментальных работ с вариантом СКЭМП-3 выявило ОШИБОЧНОСТЬ моего понимания эффекта автокомпенсации в этих моторах.

      В действительности никакой автокомпенсации НЕ происходит. Реальный ток потребления действительно уменьшается с увеличением количества катушек, но не из-за автокомпенсации, а за счёт того, что во время вращения ротора включёнными оказываются только несколько катушек. Остальные остаются выключенными!

      Да и включаются катушки только на время прохождения магнитом расстояния в один радиус катушки.

 

2.   Не знаю, созрею ли я для публикации своих экспериментов со СКЭМП-3. Поэтому привожу здесь таблицу, показывающую зависимость количества включённых катушек от угла поворота ротора.

      Анализировался мотор на 15 катушек при 14-ти магнитах.

 

-     Первая строка в таблице показывает нумерацию катушек.

-     Вторая строка – величину углового смещения катушки относительно катушки, принятой за начало отсчёта.

-     Третья строка – величину углового смещения магнита относительно магнита, принятого за начало отсчёта.

-     Четвёртая строка (зелёные цифры) – нумерация магнитов. Через 11 градусов поворота ротора магниты оказываются над другими катушками.

-     Первый столбец (лиловые цифры) показывает количество включённых катушек при заданном угловом положении ротора.

-     Второй столбец – величина углового положения ротора с дискретностью угла в 1 градус.

-     Информация в таблице, отмеченная красным цветом, показывает промежуточные значения для углов поворота ротора, когда конкретная катушка оказывается включённой.

-     Через 24 градуса вид таблицы будет повторяться. Разве что, сдвинутся нумерации катушек и магнитов.

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

0

24

48

72

96

120

144

168

192

216

240

264

288

312

336

 

 

12

36

60

84

108

132

156

180

204

228

252

276

300

324

348

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

8

0

0

25.7

51.4

77.1

102.9

128.6

154.3

180.0

 

 

 

 

 

 

 

7

1

1

26.7

+

+

+

+

155.3

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2

2

+

+

+

+

130.6

 

 

 

 

 

 

 

 

14

7

3

3

+

+

+

+

131.6

 

 

 

 

 

 

 

13

336.3

7

4

4

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

312.6

+

7

5

5

+

+

+

107.9

 

 

 

 

 

 

 

12

+

+

7

6

6

+

+

83.1

 

 

 

 

 

 

 

11

288.9

+

+

7

7

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

264.1

+

+

+

7

8

+

+

59.4

 

 

 

 

 

 

 

10

+

+

+

+

7

9

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

240.4

+

+

+

+

7

10

+

35.7

 

 

 

 

 

 

 

9

+

+

+

+

+

7

11

+

 

 

 

 

 

 

 

8

216.7

+

+

+

+

+

8

12

12

 

 

 

 

 

 

 

192

+

+

+

+

+

+

7

13

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

347.3

6

14

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

 

6

15

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

323.6

 

5

16

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

5

17

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

299.9

 

 

4

18

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

275.1

 

 

 

3

19

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

3

20

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

251.4

 

 

 

 

2

21

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

2

22

 

 

 

 

 

 

 

 

+

227.7

 

 

 

 

 

1

23

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

      Таблица не двусмысленно показывает, что даже при таком количестве катушек (15) количество включённых из них меняется от 1 до 8.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

      Можно, конечно, при 15-ти катушках использовать 15 магнитов. Тогда максимальное количество включённых катушек тоже будет 15. Но через половину катушечного шага ВСЕ катушки окажутся выключенными. В этот период ротор будет продолжать своё вращение только по свойству « инерция». И хорошо, если этого движения хватит для следующего включения катушек.

      В двухслойном варианте можно включить 15 таких же катушек (или, соответственно, 15 дополнительных магнитов), установленных на вторую платформу (или, соответственно, на второй ротор) с полушаговым смещением относительно катушек первой платформы (или, соответственно, относительно магнитов первого ротора), и тогда вращение ротора (роторов) станет постоянно принудительным.

      Только все эти проблемы не имеют отношения к самокомпенсации.

 


Просмотров: 4086

Комментарии к статье:

№ 551   Фёдор   2011-16-05 12:55:35
Можно использовать ключи от компьютерных вентилятор. Там используется датчик Холла.
№ 553   Владимир Максимович   2011-16-05 14:30:46
На №551. Фёдор, можно, конечно применить и другие средства для включения катушки в момент приближения её к магнитному полю. Единственно, что мешает мне применять их - это повышенное падение напряжения на таких ключах.

Ваще сообщение:
 

 

Добавить комментарий

[B] [I] [u] [S] [2] [2]       [TAB] [∑] [∓] [≈] [≠] [≤] [≥] [π] [×] [√]       [RED] [GRE] [BLU]

[α] [β] [Γ] [γ] [Σ] [σ] [Δ] [δ] [Ω] [ω] [μ] [Λ] [λ]