Статья из сайта petrovlam.ru
Автор: Петров В. М.
Введена 4.11.2010
Последнее обновление: 24.02.2015

 

Дополнена: 18.11.10

Дополнена: 26.11.10

Дополнена: 24.02.15

 

 

Гравитационный мотор ГравиМот-1

 

 

      Аннотация:    Описана конструкция гравитационного мотора по материалам Измалкова Г. И.

 

       Автор идеи даже изготовил макет своего мотора. Но, судя по всему, его детище не пожелало работать. Сам Автор пишет о слишком малом коэффициенте полезного действия изготовленного им макета.

       Именно это, совершенно неграмотное, Авторское объяснение заставило меня задуматься о его схеме.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

1.    «Вечный» двигатель ну никак не может иметь малый коэффициент полезного действия. Такой двигатель либо работает, либо НЕ работает.

       Но, если он всё-таки работает, то при ЛЮБОЙ выходной мощности его коэффициент полезного действия становится неограниченно большим, так как отсутствуют затраты на восполняемую энергию.

2.    Сам термин «вечный» является очень условным, ибо в Природе никакое творение НЕ может быть вечным.

3.    К «вечным» двигателям можно относить такие устройства, которые выполняют работу, используя для этого энергию окружающей среды.

 

       На рисунке 1 приведена схема обсуждаемого мотора.

 

1.    Диск показан серым контуром с серой серединой. Подвижные направляющие на диске изображены в виде голубых спиц. Кольцевая неподвижная направляющая – красная окружность.  Грузы изображены голубыми оконтованными кружками, расположенными в точках пересечения направляющих. Розовые кружки с точечной окантовкой – условные позиции, через которые могут проходить грузы в процессе их движения по красной направляющей.

       Коричневая стрелка Р обозначает вектор силы тяжести одного из грузов.

 

2.    Груз может создавать крутящий момент, приложенный к диску, если имеет физическую возможность падать (вниз) по красной направляющей.

       Самая верхняя точка красной траектории отмечена цифрой «1». В этой точке для груза создаётся буриданова позиция второго рода. Груз, находящийся точно в точке «1», не может создать крутящий момент, хотя вектор его тяжести не пересекает центр диска. Однако, малейшее отклонение груза (вправо или влево) от буридановой позиции второго рода создаёт возможность его падения вниз и, тем самым, появляется возможность генерации крутящего момента для вращения диска.

       Следует помнить при этом, что отклонение груза от позиции «1» влево (по схеме) способствует вращению диска ПРОТИВ часовой стрелки. Именно такая ситуация показана на рисунке 1 в точке «2».

       При отклонении вправо – вращение становится «отрицательным» (ПО часовой стрелке). Эта ситуация показана на рисунке 2.

       Возможно, что преодоление буридановой позиции сможет осуществиться, если суммарный вращающий момент ВСЕХ остальных грузов окажется «положительным» (или «отрицательным»).

 

 

Рис. 1

 

 

Рис. 2

 

3.    На маршруте от точки «1» до точки «3» груз (рисунок 1), без всякого сомнения, СТРЕМИТСЯ вращать диск против часовой стрелки. Но величина момента вращения равна не произведению вектора тяжести на расстояние от центра вращения диска до этого вектора, а произведению расстояния от оси вращения диска до точки пересечения направляющих на вторичную векторную составляющую от первичной векторной составляющей. Первичная векторная составляющая является составляющей от вектора тяжести груза и проходит по касательной к красной направляющей в точке нахождения груза. Вторичная векторная составляющая является векторной составляющей от первичной составляющей и направлена перпендикулярно к соответствующей спице.

 

4.    В точке «3» момент «положительного» вращения от одного груза окажется наибольшим, так как в этой позиции и первичная составляющая, и вторичная составляющая совпадают с исходным вектором тяжести. При этом и расстояние от груза до оси вращения диска оказывается наибольшим.

 

5.    На участке от точки «3» до точки «4» мгновенная величина вращающего момента уменьшается и в позиции «4» полностью обнуляется, так как в этой позиции исчезает первичная составляющая. А вместе с ней исчезает и вторичная составляющая.

 

6.    В точке «4» для груза образуется буриданова позиция первого рода, То есть, очень устойчивая для груза. Малейшее отклонение груза от позиции «4» вправо или влево понуждает груз к возвращению его в позицию «4».

       Возможно, что преодоление данной позиции сможет осуществиться, если суммарный вращающий момент ВСЕХ остальных грузов окажется «положительным» (или «отрицательным»).

 

7.    Аналитический расчёт мгновенных значений для моментов вращения по каждому грузу получается достаточно громоздким.

       Я думаю, что для предварительной оценки можно использовать графический метод.

       На рисунке 3 показан пример чертёжа для одной из дискретных угловых позиций. Принято, что количество грузов равно девяти. Величина угловой дискретности принята равной 5º. Полученные величины являются условно безразмерными.

 

 

Рис. 3

 

8.    Произведения (значения мгновенных моментов вращения диска) от размеров, снятых с чертежа, сведены в таблицу

 

0

5

10

15

20

25

30

35

1

-2.08

-2.07

-2.07

-2.10

-2.09

-2.09

-1.94

-2.09

2

-2.10

-2.08

-2.03

-2.08

-2.06

-2.05

-2.00

-1.97

3

-1.93

-1.81

-1.68

-1.52

-1.30

-1.03

-0.70

-0.28

4

+0.22

+0.81

+1.42

+2.09

+2.82

+3.56

+4.28

+4.96

5

5.56

6.07

6.47

6.69

6.76

6.74

6.50

6.15

6

5.56

4.95

4.32

3.57

2.86

2.04

1.40

0.74

7

0.22

0.27

-0.69

-0.99

-1.30

-1.52

-1.70

-1.81

8

-1.8

-1.96

-2.00

-2.02

-2.05

-2.07

-2.07

-2.10

9

-2.08

-2.08

-2.07

-2.08

-2.10

-2.08

-2.09

-2.08

Σ

1.57

1.55

1.67

1.56

1.54

1.50

1.68

1.52

 

9.    Можно, конечно, рассуждать о нелогичном разбросе суммарного мгновенного вращающего момента при повороте диска на дискретный угол, но хорошо видно, что в любой позиции результат надёжно показывает наличие «положительного» крутящего момента. А разброс вызван, скорее всего, не физикой процесса, а чисто графической технологией отображения и считывания размеров.

       Усреднённая величина крутящего момента (в рассмотренной схеме мотора) равна:

 

 

РЕЗЮМЕ

 

1.    Я вынужден признать, как это ни покажется странным, что предложенное Автором устройство, похоже, МОЖЕТ работать в качестве «вечного» двигателя. Вопреки всем картинкам из «Занимательной физика» Перельмана.

2.    Не удержусь, сконструирую и построю самостоятельно экспериментальный образец.

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ от 18.11.10

 

       Для проведения эксперимента был разработан и изготовлен макет (рисунок 4).

 

 

Рис. 4

       Мотор – НЕ работает.

       Причиной к этому служат не аргументы моего Читателя, добровольного оппонента-помощника-коллеги  (см. МОТОРЫ/ПЕРЕПИСКА/МИХАИЛ OST/), а элементарное конструктивное препятствие – слишком острый угол верхнего и нижнего пересечений радиальной и кольцевой направляющих в правой половине кольца (по чертежу). Там мотор практически заклинивается.

       Мне лично не удалось преодолеть это препятствие. А при наличии его «спицевый» диск даже вручную не хочет вертеться. Не то, что от действия сил тяжести шариков-грузов.

 

ДОПОЛНЕНИЕ от 26.11.10

 

       Задним числом я вдруг осознал, что не удосужился измерить силу, принципиально необходимую для проворота ротора. Ведь вполне может оказаться, что силы препятствий разного рода, которые по умолчанию приняты пренебрежимо малыми, на самом деле могут создавать момент сопротивления больший, чем суммарный усреднённый момент, создаваемый грузами.

       В этом случае безразмерные расчётные моменты едва ли сгодятся.

 

       Небольшая конструктивная доработка мотора – и вот уже ротор легко вращается от ручного толчка.

       Осталось только приложить к краю ротора гирьку и посмотреть количество грамм, необходимых для его прокрутки.

 

Реальная масса одного груза: 11.2гр.

 

       Для таблицы, приведённой выше масса груза отображалась на чертеже в размере 20мм. А цифры записывались с уменьшением в сто раз. Поэтому, если считать, что эти 20мм соответствуют массе в 11.2гр, то в соответствии с ней реальный усреднённый момент от девяти грузов окажется равным: 88гр×мм

 

       Такая величина момента говорит о том, что для его достижения на расстоянии предельного (для определённости) вылета груза, равного 80мм, прикладывается усреднённая сила величиной:

 

 

И всё встало на свои места!

 

       Измерения показали, что для надёжного проворота ротора следует к максимальному вылету (80мм) приложить силу примерно в 20гр. То есть, примерно в 20 раз больше того, что может создать используемый груз.

       Получается так, что, если девять грузов, массой 11.2гр каждый, обеспечивают только 1.1гр моментообразующей силы, то для её величины в 20гр требуется груз массой в 18.2 раза больший. То есть, масса пригодного для решения задачи груза должна, соответственно, составлять не меньше, чем  204гр (вместо 11.2гр)!

 

РЕЗЮМЕ

 

1.    Мотор, возможно, и будет работать, но вероятность разместить в нём по домашней технологии двухсотпятидесятиграммовые шарики становится сомнительной. Если уж и строить экспериментальную модель, то непременно и обязательно с ротором большего диаметра и не на шариках!

2.    Полезность проведённого эксперимента всё-таки имела место быть. По крайней мере, теперь стала ясна величина минимального момента, на меньшее значение которого строить мотор – бессмысленно.

 

ДОПОЛНЕНИЕ от 24.02.15

 

       НИКАКОЙ (!) гравитационный мотор не сможет работать, если возврат груза в верхнее (исходное) положение будет осуществляться непосредственно от вращающегося ротора!

       Ведь для такого подъёма потребуется совершить работу, которая будет БОЛЬШЕ той, что была наработана падающим грузом. Причём, эта работа совершенно НЕ зависит от траектории движения груза. Значение имеет только высота падения.

 

 


Просмотров: 3687

Комментарии к статье:

№ 203   Герман Измалков   2010-14-12 05:29:58
Да, этот двигатель (смотрите на фото на http://www.apxu.ru/article/izmalkov/german.htm есть моя фотография и в руках я держу там раскрытый для рассмотрения этот мотор)имеет очень большой недостаток - смещение масс при вращении этого ротора дает непомерно большую центробежную силу, которая дает нагрузки в плоскости вращения сильно тормозящие вращение ротора
№ 205   Владимир Максимович   2010-14-12 08:03:28
На №203. Герман Иванович, Непомерно большая центробежная сила может возникать только при непомерно высоких оборотах ротора. А Ваш мотор вообще не вращается. И не будет вращаться, если Вы не примените для изготовления его направляющих закалённую полированную сталь.
№ 207   Sipsik   2010-14-12 12:15:34
При всём уважении к Герману Ивановичу, фоторгафия на которую он ссылается вообще не предназначена для рассмотрения как мотора, так и самого Германа Ивановича.
№ 208   Владимир Максимович   2010-14-12 15:02:00
На №207. Мой Дорогой Sipsik, возразить - не могу, а согласиться - не имею права.

Ваще сообщение:
 

 

Добавить комментарий

[B] [I] [u] [S] [2] [2]       [TAB] [∑] [∓] [≈] [≠] [≤] [≥] [π] [×] [√]       [RED] [GRE] [BLU]

[α] [β] [Γ] [γ] [Σ] [σ] [Δ] [δ] [Ω] [ω] [μ] [Λ] [λ]